Воскресенье, октября 24, 2021
vvlotov@ya.ru 8-913-478-7388

Используйте эту кнопку при выходе

   

Основная мысль человека есть мысль о Боге,

 основная мысль Бога есть мысль о человеке.

                                         Николай Бердяев

Универсальный прогрессизм и комплексная эволюция

   В самом начале 21-го столетия можно наблюдать усиление противостояния между природной сущностью человека и искусственной цифровой реальностью им же созданной. Очередная технологическая революция может оказаться для человека критической и завершающей. Как же мы пришли к такому «опрокинутому миру»? На мой взгляд, лучше всего об этом рассказал современный русский философ А. Г. Дугин в курсе лекций под общим названием «Фундаментальная психология». Философ вводит важное понятие нового времени, которое берет свое начало в 16-17 веках. В пострелигиозном, модернистском мире на место души ставится сознание, мышление, ум. Этот процесс происходит постепенно. В новое время меняется сам человек. Он утрачивает  трансцендентное начало ума, которое должно восходить от человеческого к божественному. Теперь человек остался единственным субъектом наедине со своим сознанием, мышлением. Разумность человека, освобожденная об Бога, становится его принципиальным качеством. Постепенно сознание и философия западноевропейского человека понимает, насколько неадекватно называть причину мира Богом. Лучше называть ее большим взрывом. Представление о Боге в конце нового времени становится устаревшим, не соответствующим новым формам сознания. Гипотеза Бога как причины отпадает в качестве научной гипотезы, и в 19-ом веке полностью заменяется атеизмом. По мнению А.Дугина, сейчас мы находимся с исторической точки зрения в переходном, последнем времени. Культура и цивилизация людей стремительно превращается в постгуманистическую территорию. Потеря для человека связи с божественным, трансцендентным, богословским началами означает, что он порывает связи с истоками собственного бытия. Чтобы дать цифровизации человека серьезный ответ нужны совершенно экстраординарные стратегии, мыслители, технологии. Это не техническая проблема. Это в первую очередь историко-философская, метафизическая, религиозная и экзистенциальная проблема.

  Какой мы можем сегодня представить для себя образ будущего? Такой вопрос задают многие неравнодушные люди в России. Но прежде хочется обратить внимание читателя на книгу философа В.А.Кутырева «Искусственное и естественное: борьба миров», которая вышла в свет еще в 1994 году. Автор представляет две мировоззренческие концепции, объясняющие все процессы, протекающие в человеческом обществе и во всей Вселенной – это прогрессивный эволюционизм и комплексная эволюция. Всем известен классический постулат о движении как способе существовании материи. Однако в наше время под этим понимается не просто движение, а развитие (направленное и необратимое взаимодействие). Согласно такой логике все движется от низшего к высшему и законы реальности есть законы прогресса. Поскольку самой высшей является социальная форма материи, то все процессы нашего мира направлены в ее сторону. При этом природа является абстрактным моментом человеческого общества и лишается своей ценности и значения как таковая. Альтернативой универсальному прогрессизму провозглашается идея комплексной эволюции. Коэволюция и движение, как атрибут материи, допускают одновременное разнообразие ее форм и состояний. Если прогрессизм предполагает отрицание одной системы другой – социальное снимает биологическое, более мощный искусственный интеллект (ИИ) заменяет естественный, то коэволюция допускает их совместное развитие в рамках особой целостности нового типа – системы взаимодействия (отсюда нынешняя всеобщая любовь к различным Экосистемам). Понимание системы в виде комплекса позволяет учесть специфику одновременного сосуществования и поддержания динамического равновесия естественного и искусственного. Собственно говоря, коэволюция – это идея механизма устойчивого развития, концепция которого была выдвинута в 1996 году на Всемирной конференции по окружающей среде в Рио-де-Женейро как наиболее адекватная условиям выживания человечества в 21-ом веке. Но на деле такая коэволюция может оказаться замаскированным изданием все той же прогрессивной эволюции. Спустя 25 лет после упомянутой конференции, которая еще называлась громким именем – саммит Земли, человечество не стало жить в более безопасном мире, а будущее туманное и неопределенное. Скорости развития (изменения) человеческого общества и биосферы могут быть различны и ошибочно ставит знак равенства между этими процессами. Почему постулат прогрессизма о смене естественного интеллекта искусственным должен быть верным? Если сам человек, как таковой – это отражение реальных законов мироздания, то ИИ – результат гипертрофированного, технократического сознания людей нового времени. Здесь я соглашусь с мнением писателя и эксперта по ИИ Игоря Шнуренко. Искусственный интеллект не может быть сопоставим с естественным интеллектом, но человек сознательно или неосознанно опускается до уровня ИИ. В этом реальный смысл процессов нынешней цифровизации человеческого общества. Для выживания в условиях цифрового мира необходима обновленная концепция комплексной эволюции. Без сохранения и восстановления вертикали духовно-нравственного бытия невозможен позитивный образ будущего России, которое нужно рассматривать в тесном единстве с процессом коэволюционного развития всего человечества. 

Заповедное движение

   Идея Заповедного движения возникла несколько лет назад для обоснования необходимости создания в нашей стране новой социальной сети Заповедники, Z. В художественном виде она представлена в одноименной картине художника Виктора Павлушина. Небесный духовный заповедник проявляется на картине через Полярную звезду. По-русски Полярная звезда называется также Спасской звездой, или просто Спасом. Она указывает направление на север и дает спасение заблудившимся путникам. Вокруг нее кружится небо. Энергия духовного заповедника передается через православный Храм и хоровод-ручеек в мир человека и природы. Вокруг Полярной звезды кружится и созвездие барса-барана. Такое созвездие выбрано по принципу аналогии - на одной из эмблем Алтайского биосферного заповедника изображены ирбис и аргали. Элементы идеального, космического в картине «Заповедное движение» имеют земное воплощение. Центральная часть композиции – это отражение праздника Яблочный Спас в Алтайском заповеднике. И здесь хоровод, православный Храм, яблоня совершенно реальны. Название картины «Заповедное движение» говорит о том, что движение хоровода происходит в заповеднике. Земное и космическое совмещаются в едином движении. Первоначально эта идея имела название – Духовное движение.

   В то же время, идею Заповедного движения можно определить на более глубоком философском уровне, исходя из Ноомахии философа Александра Дугина. В центре мира (картины) находится Бог, представленный звездой Спас. Это недвижимый двигатель, небесный платонический заповедник: мир Отца, где живут идеи, вечные неизменные образцы, парадигмы. Здесь все существует одновременно и в вечности. Можно сказать, что основная композиция картины «Заповедное движение» есть мир Диониса – средний мир Сына, где представлены феномены, иконы и копии. Необходимо понимать, что мир Диониса всего лишь метафора, в Ноомахии это один из алгоритмов ума. Это отражение идей и образов небесного заповедника в нашем мире (уме). И здесь справедливы законы космологии Аристотеля. Все вещи стремятся к своей сущности, к самим себе (к собственным идеям в мире Отца). Заповедное движение –  закон трансцендентного-имманентного среднего мира: вещь не есть то, что нам дано, а то, к чему она идет. Каждая вещь имеет в себе свою собственную цель. По Аристотелю все вещи находятся не на своем месте. Они и не могут быть на своем месте. Как только это происходит – вещь достигает центра, она перестает двигаться и исчезает. Только Бог находится на своем месте, в центре мира. Бог заставляет всех стремиться к самому себе. Вещи друг другу мешают и не дают дойти к самим себе (к центру). Здесь происходит абсолютизация кругового движения. «Умные» вещи стремятся к центру, но не достигают его, двигаясь по кругу (отсюда пляски, хороводы). В календарном варианте картины «Заповедное движение» вокруг вечности движется и само время. Слово заповедное предопределяет, характеризует движение вещей к самим себе (к центру мира, к Богу). Что же такое время с  альтернативной точки зрения?

   Хочется представить книгу А.М.Паничева и А.Н.Гулькова «Русский ключ к познанию духовного мира». Авторы полагают, что «современная наука окончательно зашла в тупик. Выйти из него можно только одним способом – кардинально поменяв вектор развития науки, прежде всего фундаментальных ее направлений, в сторону постижения тонкоматериальных структур и энергий окружающего Мира. Скорейший разворот научных поисков в этом направлении – это единственный реальный шанс остановить катастрофический вал проблем, несущийся навстречу из будущего». В книге, в том числе, представлена концепция масштабных уровней Вселенной. Уровень высокого порядка поддерживает более низшие уровни. Напр., уровень галактики поддерживает (дает энергию) звездным уровням. А масштабный уровень звезды питает энергией атомарные структуры, которые представляют из себя более простые масштабные уровни и т.д. При этом, передача поддерживающего и управляющего импульса с более высокого уровня на более низкий происходит через фактор вращательных, или УР-энергий необходимого масштабного уровня, которые непосредственно связаны со временем. «Все биологические системы … существуют благодаря поглощению времени. Пока существует приток времени в живую систему, она сохраняется, то есть живет…». Не лишним будет отметить, что А.М.Паничев занимал должность директора Алтайского заповедника в начале 90-х годов прошлого столетия.

   Уже было отмечено, что картина «Заповедное движение» отражает идею создания социальной сети Заповедники. В исходном виде картина представлена на www.yailu.ru. В наше новое время в сохранении нуждается не только природа, но и физический, духовно-нравственный мир самого человека.  Соц. сеть Заповедники мыслится как своеобразный заповедник для людей, в котором активно используются современные информационные технологии общения. Это нижний, материальный предел логоса Диониса, где цифровой мир человека еще способен к одухотворению. 

   Проект Арго

   С Заповедным движением связана и детская повесть «История Арго», родившаяся в Алтайском заповеднике. Смысл этой повести также заключается в необходимости создания социальной сети Заповедники. Хотя в Арго эта мысль присутствует в скрытом, не явном виде. «История Арго» - история дружбы девочки Кюнель и горного барана Арго. Именно детское сознание способно на субъект-субъектное отношение с миром природы. «В младшем возрасте дети, как и их далекие предки в период «детства» человечества, легко воспринимают объекты природы на равных, наделяя их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать и сопереживать» (Н.А.Рыжова).

   По сюжету повести алтайские горные бараны аргали, чтобы спасти свое стадо от преследования людей, вынуждены уйти жить в заповедник. Арго влекут неведомые пастбища и долины за горизонтом, это словно какая-то внутренняя, родовая память предков. Это и есть элемент Заповедного движения. Но куда уйти самому человеку?

Авторы проекта Арго – Илья Кочергин, Виктор Павлушин и Александр Лотов. Книгу «История Арго» можно скачать в электронном виде на сайте Яйлю,  www.yailu.ru. Ожидается выпуск бумажного варианта книги.

   Арго -  корабль из древнегреческой мифологии, на котором аргонавты отправились на поиски золотого руна. «Молва о золотом руне распространилась по всей Греции. Знали потомки Афаманта, …  что спасение и благоденствие их рода зависят от обладания руном». Есть основание думать, что эпическое золотое руно – книга о духовно-нравственной преемственности человеческих поколений, написанная слоговыми рунами. Важнейшим свойством мифа является иносказательность, иначе невозможно прорваться через толщу тысячелетий.

  Горный баран Арго - это своеобразный «корабль», который приведет нас к золотому руну – социальной сети Заповедники, необходимой для сохранения человека в его природной ипостаси. Стихотворение Федора Тютчева «Святая ночь» опубликовано еще в 1850 году. Но как оно точно отражает наше время. 

… И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред этой бездной темной
На самого себя покинут он –
Упразднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Теперь ему все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном ночном
Он узнает наследье роковое.

   Сегодня весь вопрос в том, будут ли десятки млн. граждан нашей страны находиться в западных социальных сетях «святой ночи», или в России будут наконец-то созданы собственные, сопоставимые в техническом отношении, социальные интернет-площадки. Сможет ли мы сохранить свой культурно-исторический код человеческой нормальности и транслировать его во вне в условиях цифрового мира? Идея социальной сети Заповедники как раз рассчитана на сохранение первичных настроек, данных человеку Создателем. 

Использованная литература:

А.Г.Дугин, цикл лекций под названием «Фундаментальная психология».

беседы о Ноомахии, www.dugin.ru.

В.А.Кутырев, «Искусственное и естественное: борьба миров».

И.А. Шнуренко, «Демон внутри. Анатомия ИИ», «Человек взломанный».

А.М.Паничев и А.Н.Гульков, «Русский ключ к познанию духовного мира», www.urra32.ru

Л.Г.Ивашов, «Перевернутый мир».

И.Кочергин, В.Павлушин, А.Лотов, повесть «История Арго», www.yailu.ru.

Н.А.Кун, «Мифы и легенды Древней Греции». 

Н.А.Рыжова, «Экологический проект. Здравствуй, соболь, как живешь?».                                                     

Александр Лотов, Алтайский биосферный заповедник